Период орбитальных станций

Первая автоматическая стыковка двух кораблей «Союз» была проведена в 1967. Первая в мире орбитальная станция («Салют-1») появилась в 1971 году. Первая и единственная американская орбитальная станция «Skylab» была выведена на орбиту в 1973 (ее подлинность также является объектом критики конспирологов). Принципиальная разница этих двух станций была в способе их снабжения. «Салюты» имели возможность пополнять воздух, топливо и другие материалы с кораблей снабжения. «Скайлэб» — это «одноразовая» станция. Её переделали из третьей ступени «Сатурна — V» (после остановки американской лунной программы остались неиспользованные носители), где в одном баке оборудовали кабину экипажа, а в другом сделали «кладовку» со всем необходимым из расчета на три экспедиции. Те же «неликвиды» лунной программы использовали в стыковке «Союза» и «Аполлона» в 1975 году.

Во время Холодной войны основной целью развития ракетной техники являлось создание межконтинентальной баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. Благодаря этому новому виду оружия мир существенно изменился. Примерно к началу 70-х стала очевидна принципиальная невозможность военной победы в войне между США и СССР. Начался этап разрядки, были подписаны договоры «ОСВ-1» в 1972 и «ОСВ-2» в 1979 году.

Развитие космонавтики серьёзно затормозилось. Руководство СССР сфокусировало ресурсы на развитии долговременных орбитальных станций, которые использовались для отработки долговременного пребывания человека в космосе, без которой медики не соглашались разрешать в том числе и полет на Марс. В это же время в дипломатических целях в космос отправляют представителей всех социалистических стран.

Первый человек, не являющийся гражданином СССР или США, побывал в космосе в 1978 году на «Союз-28». Первый иностранец на космическом корабле США побывал в космосе в 1983 году.

После 1975 года разворачивается работа над многоразовой космической системой «Энергия — Буран». Ещё до начала разработок было известно, что одноразовая ракета-носитель, затратив то же количество топлива, может вывести на орбиту в 3-4 раза больший полезный груз, чем в трюме «Космического челнока». Поэтому у нас разработали универсальную ракету-носитель «Энергия», для которой «Буран» был только одним из вариантов полезной нагрузки. Когда разрабатывали «Челноки», одно из их главных преимуществ рассматривали не то, сколько они груза поднимут на орбиту, а возможность ремонта спутников на орбите и снятие их, при необходимости, с орбиты. Данные возможности были реализованы в ходе ряда запусков: было проведено несколько запусков для сервисного обслуживания космического телескопа «Хаббл» и других спутников, а также возвращено девять спутников, в частности, аппарат LDEF. Кроме того, «Шаттлы» были использованы при сборке МКС.

Также очень важно то, что РН «Энергия» — первая, где был реализован модульный принцип (сегодня осуществляется в РН «Ангара»). Боковушки «Энергии» — это первые ступени РН «Зенит». Кроме того, задумывалось, что один и тот же стартовый и технический комплексы позволит запускать РН как большей, так и меньшей грузоподъемности, использовать различные вариации модулей «Энергии» («Энергия-М», «Энергия-Вулкан»). Ракета-носитель Энергия совершила два пуска, оба удачных. Во время последнего пуска Энергии (15.11.1988) на орбиту был выведен Буран — первый советский многоразовый корабль. Он совершил 2 витка вокруг Земли и через 205 минут приземлился на специально построенном аэродроме.

В 1985 году со станцией «Салют-7» была потеряна связь. На ней произошел сбой в электропитании, и она фактически «умерла». Экипаж «Союза Т-13» (обратите внимание на номер) Владимира Джанибекова смог состыковаться с находящийся в неуправляемом состоянии станцией и вернул её к жизни. Это был первый в мире случай спасения космического корабля.

В 1976 году начинается работа над проектом орбитальной станции «МИР» — первой космической станции построенной по модульному принципу. Базовый блок был выведен на орбиту в 1986 году, а затем к нему были пристыкованы ещё 6 модулей. На станции побывало 104 космонавта из 12 стран мира, в том числе из Франции, Германии, Японии и США.

В 1990 году в космос на «Союз ТМ-11» отправился Тоёхиро Акияма, японский журналист. Тем самым было положено начало коммерческих пассажирских перевозок в космосе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: