Самолет на батарейках?


Самолет на батарейках….звучит как-то несерьезно. Однако, автомобили, в том числе и грузовые, переходят на электричество. Это одна из черт сегодняшнего развития.

Наземный автономный электротранспорт уже не воспринимается как экзотика. В отличие от сверхзвуковых, опытные пассажирские электросамолеты уже летают. Стоит ли объяснять, что высокая скорость – это не для них, они медленнее обычных реактивных самолетов. Но их преимущество (пока теоретически) в другом: экологичность и бесшумность. Основным врагом сверхзвуковых самолетов была даже не их прожорливость, а шум, особенно удар при преодолении звукового барьера. Их надо было эксплуатировать подальше от населенных пунктов. Электросамолеты же могут садиться буквально на окраинах городов, если не внутри их. Этим самолетам не нужны длинные взлетно-посадочные полосы, что резко повышает удобство такой авиации.
Сегодня самолет 15-20 минут набирает высоту, 30-40 – уходит на посадку, а на основной участок полета может приходиться не более часа (на короткой линии). Зачем тут сверхзвук? При малых расстояниях выгода не в скорости полета, а в скорости достижения аэропорта, и тут электросамолеты могут быть вне конкуренции. И главное, в обозримом будущем именно такие машины, а не сверхзвуковые, имеют шанс стать массовыми.
Спорт, развлечения, деловые полеты на малые расстояния – это пока удел таких машин, в серию они еще не идут. Но производители уже замахиваются на полноценные пассажирские самолеты, хоть и не для дальних полетов.
Aerobus, производитель мощных пассажирских машин, создал электросамолет «E-Fan», способный перевозить двух человек со скоростью 200 км/ч и находиться час в воздухе.
Далее, Aerobus и Siemens совместно создали электросамолет «Extra 330LE», который благодаря инновационным электродвигателям уже установил мировые рекорды, в том числе по скорости – 342,8 км/ч. А в программе – полноценный пассажирский самолет, создаваемый совместно с Rolls-Royce. Он будет иметь гибридные электродвигатели, ток для которых должен поступать не от аккумуляторов, а от бортового генератора с приводом от бензинового мотора. Такие гибридные установки выгодны сегодня, пока емкости аккумуляторов еще недостаточно для длительного полета.

Sun Flyer 2
В США построен двухместный Sun Flyer 2, способный продержаться в воздухе 3,5 часа. Сейчас самолет проходит сертификацию, после которой его собираются производить серийно. Основное назначение – начальная подготовка пилотов, причем час полета на нем должен стоить всего несколько долларов. А на очереди – четырехместный пассажирский самолет.
Это скромное начало, но продолжение уже видно, и оно впечатляет. В Израиле разработан и представлен на авиасалоне в Ле-Бурже электрический бизнес-джет «Eviation Alice» с дальностью полета около 1000 км. В Австралии, возможно, в недалеком будущем появится на внутренних линиях самолет с гибридными двигателями (проект «Zunum»).

Гибридные двигатели, конечно, не самое оптимальное решение. Это ведь сочетание бензинового мотора или газовой турбины, электрогенератора и электромотора, в то время как в обычных самолетах хватает одного бензинового (точнее керосинового) двигателя. Однако именно такая схема находит применение и на судах, и на локомотивах, и на тяжелых, включая военные, колесных и гусеничных транспортных средствах. В случае гибридного самолета газотурбинный двигатель может быть заметно слабее, чем в обычном, так как максимальная мощность от такого двигателя требуется на старте, а в полете энергопотребление в разы меньше. А вот при гибридной схеме режим работы газотурбинного двигателя будет постоянным.
В Германии проектной группой Bauhaus Luftfahrt разработан проект электросамолета Ce-Liner Concept 002, который будет перевозить до 200 пассажиров со скоростью 800 км/ч на расстояние до 1700 км. Его создание возможно уже до 2035 года.

Много лет отсутствие источников тока большой емкости тормозило развитие электроавтомобилей, ни один так и не был массово внедрен в производство. Это были трудности роста, в значительной мере уже оставшиеся позади. На очереди – авиация.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Самолет на батарейках?: 1 комментарий

  • 09.02.2019 в 21:43
    Permalink

    Очень полезный и интересный проект!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: