Беспилотные космические корабли

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) повсеместно используются во всем мире для решения широкого круга задач, как военных, так и гражданских. В настоящее время ряд стран проводят исследования и разрабатывают собственные космические БПЛА . Космос требует использования всех возможностей разведки, наблюдения и вмешательства, которые могут быть обеспечены с помощью спутников и беспилотных авиационных систем. Именно поэтому в последнее время активизировались работы в области создания космических БПЛА.

Одна из разработок беспилотного космического корабля принадлежит американской компании Boeing. Проект был запущен в 1999 г. под совместной разработкой NASA и Boeing. На проект было выделено 173 млн. долл. Первоначально предполагалось, что аппарат будет использоваться для доставки на орбиту небольших спутников и грузов. В результате в 2003 г. было проведено наземное испытание X-37A для отработки маневрирования и посадки. В 2002 г. Boeing получил еще 301 млн. долл. на разработку орбитальной версии аппарата, который должен был быть запущен на орбиту в 2006 г. Но в 2004 г. проект из NASA перешел в ведение DAPRA.

В 2006 г. были проведены тестовые сбрасывания аппарата, а первые летные испытания космический аппарат X-37B прошел в 2010 г. В декабре 2012 г. этот аппарат был вновь выведен на орбиту, и провел в космосе почти 2 года, благополучно приземлившись на Землю в октябре 2014 г. Следующую миссию планируется осуществить в 2015 г.

Аппарат работает от солнечных батарей и имеет также топливные баки и реактивный двигатель, что позволяет ему совершать маневры на орбите. Первоначально X-37B создавался для разведывательных целей, но в итоге оказался универсальным. Он может выполнять функции космического перехватчика, выводить на орбиту спутники и доставлять вооружение. Аппарат снабжен теплозащитным экраном, что позволяет ему несколько раз проходить через атмосферу Земли .

Кроме того, в планах США – создание многоразового гиперзвукового космического беспилотника под обозначением XS-1. Перед разработчиками была поставлена задача выполнить ряд обязательных требований к проекту. Этот аппарат должен нести полезную нагрузку до 2.27 т, выдерживать серию ежедневных запусков в течение 10 дней подряд, при этом не нуждаясь в ремонте и дополнительном техническом обслуживании. Стоимость его запуска не должна быть дороже 5 млн. долл. К проекту привлечены несколько компаний (XCOR, Blue Origin и Virgin Galactic), каждая должна разработать собственный вариант аппарата. На основе этих разработок будет создан первый прототип.

Для разрабатываемого космического корабля предполагается создать систему удаленного управления автоматическим режимом его сближения и стыковки с другими космическими аппаратами, оснастить корабль космической навигационной системой для контроля точности посадки аппарата, а также системой предотвращения аварийных ситуаций .

Китай следом за США приступил к созданию беспилотного космического челнока Shenlong, и уже в 2007 г. провел тестовые наземные испытания этого космического аппарата. В 2012 г. в ряде СМИ появилось сообщение о первых летных испытаниях Shenlong. Если ранее отставание Китая в авиакосмических разработках составляло более 10 лет, то в настоящее время разрыв существенно сократился, и в области военного космического БПЛА составил всего 1 год.

Созданием космического БПЛА занимаются и европейские страны. Так, Италия в 2007 г. провела испытания исследовательского аппарата Castor, разработанного Центром аэрокосмических исследований (Center for Aerospace Research, CIRA). Аппарат был поднят аэростатом на высоту в 21 км, после чего в свободном падении развил скорость около 1300 км/ч, однако при приземлении он получил значительные повреждения из-за сбоя в парашютной системе. Следующий образец CIRA, названный Polluce, совершил удачный полет в 2010 г. Он был поднят на высоту 24 км, откуда перешел в фазу свободного падения, развил скорость около 1500 км/ч и благополучно приводнился. Эти аппараты являются прототипами для отработки технологии мягкой посадки космических челноков. Проект был рассчитан до 2012 г. и оценивался в 179 млн. евро.

В 2014 г. был осуществлен запуск первого европейского суборбитального БПЛА IXV (Intermediate eXperimental Vehicle — Промежуточный экспериментальный аппарат). В ходе полета, продолжавшегося всего 100 минут, аппарат поднялся на высоту 412 км и затем приземлился с помощью парашюта в Тихом океане. Важность проекта состоит в его исключительно мирных целях. Раньше подобные миссии проводились только в рамках военных программ [8]. IXV является совместным проектом программы подготовки будущих стартов ESA, французского космического агентства CNES и компании Arianespace. Стоимость проекта, продолжавшегося 5 лет, оценивается в 150 млн. евро. Аппарат считается прототипом космического челнока, который сможет, как обычный самолет, приземляться на взлетнопосадочную полосу.

Возможность использования космических беспилотных аппаратов несколько раз определяет ряд их преимуществ перед обычными пусковыми установками. Полезные нагрузки таких аппаратов могут быть изменены в соответствии с задачами, а их универсальность дает некоторую экономию, особенно для разведывательных целей. Стоимость ракетных ускорителей для вывода космического самолета на орбиту оценивается в 150-200 млн. долл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: