Что будет с военной авиацией?
Прежде всего, в первой половине ХХI века продолжится внедрение последних мировых достижений в области военного самолетостроения.
К важнейшим направлениям развития технологий в военном авиастроении относятся разработки сверхзвуковых и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА), беспилотных летательных аппаратов, самолетов четвертого и пятого поколений. Будет развиваться комплексная технология снижения заметности средств воздушного нападения, получившая название «Stealth». Эта технология входит в перечень приоритетных направлений развития аэрокосмических систем США, которые, как предполагается, существенно повлияют на облик летательных аппаратов будущего. В рамках Stealth уже созданы или разрабатываются такие летательные аппараты, как ударный истребитель F-117В, многоцелевые тактические истребители F-22 и F-35, стратегический бомбардировщик В-2, боевые БЛА Х-47А и Х-45А, ударный вертолет RAH-66. Новейшие решения, положенные в основу их конструкций с использованием данной технологии, позволили снизить заметность машин в радиолокационном, инфракрасном, оптическом и акустическом диапазонах радиоволн.
Следует отметить, что в ответ на совершенствование Stealth не менее быстрыми темпами разрабатываются столь же сложные и инновационные контртехнологии, сводящие к нулю ее преимущества. Подобные разработки ведутся в Великобритании, Франции, Германии и других странах, ориентированных на военно-техническое лидерство. Применение контртехнологий свидетельствует о бесперспективности военной авиации в более отдаленной перспективе.
Запуск беспилотников
Другое, казалось бы, перспективное направление развития авиационной техники – создание беспилотных летательных аппаратов (БЛА). К ним относятся, прежде всего, беспилотные «самолеты» и БЛА вертикального взлета и посадки. В последнее десятилетие актуальность их использования заметно возросла, в связи с чем активно разрабатываются различные концепции ЛА подобного типа. У этого направления – колоссальный потенциал, способный определить контуры авиации будущего. На смену самолетам приходят аппараты, и относить их к военной авиации становится проблематичным.
Беспилотные летательные аппараты различаются по конфигурации, летно-тактическим, геометрическим и иным характеристикам, по типам и параметрам двигателей и целевой аппаратуры. Пока они находят применение преимущественно в военной сфере, однако их использование в гражданском секторе особенно актуально для России, в первую очередь, в целях мониторинга протяженной инфраструктуры транспорта, энергоснабжения и связи.
В мире реализуется порядка 300 проектов разведывательных и разведывательно-ударных БЛА. Они имеют ряд существенных преимуществ перед пилотируемыми аппаратами, к числу которых относятся: возможность полета на предельно малых высотах, в складках местности, применение активных и пассивных помех, высочайшая маневренность, снижение радиозаметности, уровня инфракрасного излучения и акустического шума. Все это позволяет беспилотникам успешно преодолевать зону действия ПВО.
Беспилотные летательные аппараты также используются для борьбы с различными средствами воздушного нападения. Здесь они выступают в роли «контртехнологий». БЛА, оснащенные радиолокационными средствами, способны обнаружить низколетящие цели, которые не поддаются обнаружению с помощью обычных радиолокационных установок. БЛА – это средство борьбы в интересах ПВО, сухопутных войск, разведки, других видов и родов войск, следовательно, они придут на смену истребительной авиации.
В более отдаленной перспективе можно ожидать появления вместо многих типов самолетов «военной авиации» тактического звена, решавших задачи во фронтовых и армейских операциях, гиперзвуковых летательных аппаратов и их силовых установок. В перспективе на их основе можно будет разработать управляемые ракеты разных классов большой и малой дальности, которые значительно дешевле в производстве и эксплуатации, чем самолеты. В дальнейшем возможно появление и перспективных пилотируемых систем. Это также основа не для авиации, а для ракетостроения будущего. И если в ракетостроении это реальная перспектива, то в авиастроении создание стратегического бомбардировщика требует обеспечения технологического задела для осуществления прорыва во многих областях промышленности. Прежде всего, необходим качественный скачок в разработке и промышленном производстве принципиально новых сплавов и полимеров. Новые материалы, обладающие уникальными по нынешним временам свойствами, позволили бы выйти на качественно иной уровень проектирования в двигателестроении и самолетостроении. Для этого предстоит решить целый комплекс проблем, особенно в области проектирования высокоэффективного двигателя, способного устойчиво работать в гиперзвуковом режиме. На прежних технологиях в будущее уже не уедешь, а новых, к сожалению, нет. Программа создания нового стратегического бомбардировщика, рассчитанная до 2025–2030 гг., а, возможно, и на более длительный период, будет в основном носить концептуальный, исследовательский характер и коснется лишь возможного облика «самолета». Но фактически это уже будет не самолет, а ракетоплан. Он может быть оснащен работающим на водородном топливе гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, способным развивать скорость примерно в 11000 км/ч, что почти в 10 раз превышает скорость звука. Эта технология в будущем позволит радикально сократить длительность перелетов и существенно удешевит запуск космических аппаратов. Это могут быть гиперзвуковые летательные аппараты – «гиперзвуковые бомбардировщики», обладающие скоростью свыше 10–20 Мах (один Мах равен скорости звука) и глобальной дальностью полета. Но в этом случае напрашивается вопрос: этот летательный аппарат будет относиться к военной авиации или это уже будет новый тип летательного «аппарата-бомбардировщика», принадлежащий к ракетной технике класса «высокоточное оружие» большой дальности?
Многоцелевой тактический истребитель
F-35
Пятое поколение отличается многофункциональностью, малозаметностью самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, автоматизированной системой управления, интегрирующей управление самим самолетом и его оружием, сверхманевренностью. Самолет нового поколения должен обеспечивать сверхзвуковой полет на крейсерском режиме, но без соответствующего двигателя эту задачу не решить ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе. Пока ни один из существующих двигателей не способен обеспечить сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме.
Считается, что в России создан прототип двигателя пятого поколения – модель 117С. Он выполнен на основе глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф, который давно эксплуатируется и демонстрирует превосходную производительность. По многим показателям он вплотную приближается к характеристикам двигателя пятого поколения. Тем не менее двигатель 117С – все же результат модернизации, а не принципиально новая разработка. И если речь идет о военной авиации конца ХХI века, то это вчерашний день.
На сегодня в мире существуют два двигателя пятого поколения: американские F119-PW-100 для тяжелого истребителя пятого поколения F-22 Raptor и семейство F135 для легкого истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. С колоссальными трудностями, преодолевая массу организационных и инженерных проблем, вкладывая миллиарды долларов, американцы упорно продвигают в серию истребитель F-35. Он является легкой машиной пятого поколения и должен быть растиражирован почти в 3000 экземпляров по огромному числу стран мира, сменив в составе ВВС США и их союзников созданные в 1970-х годах истребители F-16. Россия даже в среднесрочной перспективе не сможет ничего противопоставить F-35 и заменить устаревший парк МиГ-29. Это еще раз подтверждает бесперспективность военной авиации, которая чем дальше, тем больше отстает от развития ракетно-космической техники и технологий. Более того, авиационная техника, в отличие от ракетно-космической, никогда не была средством решения политических проблем. А развиваться она будет только потому, что в нее вложены огромные средства и у нее еще долго будет существовать рынок сбыта.
Учитывая растущую озабоченность общества экологическими проблемами, авиаконструкторы видят летательный аппарат будущего, прежде всего, «зеленым», т.е. малошумным, с минимумом выбросов, а также суперэкономичным, гибким в плане оформления интерьера, с повышенной комфортностью.
Идея о «сверхвысотном» самолете всегда вдохновляла многие поколения специалистов на освоение нового уровня высот. Сегодня это все еще серьезный вызов. Считается, что наибольшим потенциалом для ответа на него обладает концепция баллистического ракетоплана.
До настоящего времени ни один пилотируемый самолет не поднимался выше 40 км и никогда не поднимется, так как для полета обычного самолета необходима аэродинамическая подъемная сила, создаваемая потоками воздуха на несущих поверхностях – крыльях, которые обязательны для всех летательных аппаратов аэродинамического типа. Величина аэродинамической подъемной силы зависит от плотности окружающего воздуха. Для подъема самолета на большую высоту нужен принципиально иной характер полета, в данном случае – без опоры на воздух.
Явное превосходство баллистических ракет по высоте и скорости полета натолкнуло конструкторов на создание концепции новых пилотируемых аппаратов (но не самолетов) на основе достижений современной ракетной техники. Эти аппараты будут обладать большой скоростью и высотой полета.