Cверхзвуковые скорости полёта
И всё же, несмотря на очевидный прогресс гражданской авиации, складывается ощущение некоторого топтания на месте, если даже не отката назад. Для пассажира важно добраться до цели как можно быстрее, но скорости самолетов с момента возникновения реактивной пассажирской авиации, а это середина 50-х годов прошлого века, практически не возросли. Самолеты стали безопаснее, экономичнее, тише, но не быстрее. 60 лет назад первый реактивный Boeing 707 летал со скоростью 1000 км/ч, сегодня новейший Boeing 787 развивает 900 км/час.
Обслуживание в аэропортах также не стало заметно быстрее, напротив, вынужденные меры безопасности растягивают общее время перемещения. По статистике, только в 2017 году в Германии было обслужено более 235 миллионов авиапассажиров, годовой прирост составил 5,1%. Причем немцы ведь летают преимущественно за границу, а есть большие страны, где столь же интенсивно летают и на внутренних линиях.
Темп ускоряющейся жизни, когда речь идет об авиасообщении, входит в явное противоречие с возможностями современной авиации. Есть ли выход, как быстро и надежно попасть из пункта А в пункт Б?
Сверхзвук
Переход на сверхзвуковые скорости полета выглядит на первый взгляд естественным шагом, перешли же военные самолеты на сверхзвук. 1200 км/ч – это скорость звука на уровне моря (один Мах), на высоте она меньше, мы летаем на скорости 850-950 км/час (0,7-0,8М). Именно так и полагали создатели двух сверхзвуковых машин: советского Ту-144 и англо-французского «Concorde». Кто бывал в Музее техники в Зинсхайме (Technik Museum Sinsheim) или даже просто проезжал мимо по шоссе из Франкфурта в Штутгарт, тот не мог не любоваться этими двумя красавцами-самолетами, почти близнецами. Каждый из них летал вдвое выше и вдвое быстрее современных реактивных лайнеров, но… их век прошел.
Точнее, они обогнали свое время, получились слишком экстремальными. От Ту-144 отказались очень скоро, престиж оказался несовместим с экономикой и безопасностью. «Конкорд» же долго летал, вопреки экономике, из Европы в Бразилию, конец его был трагичен. Последние 30 лет никто к идее сверхзвука для пассажиров не возвращался, и вот, похоже, лед тронулся.
Конкретно речь пока идет о небольших самолетах для деловых людей. Этот класс машин пользуется в мире немалым спросом, частные или нанятые бизнес-джеты давно обслуживают бизнесменов. Они обеспечивают максимум комфорта и обладают межконтинентальной дальностью. Правда, они слишком медленны, за свои деньги хочется лететь не как все обычные пассажиры, а значительно быстрее.
И вот наконец-то стал известен первый сверхзвуковик нового поколения – Boom. Самолет вмещает около 50 пассажиров, его скорость в стратосфере – 2335 км/ч, перелет из Лондона в Нью-Йорк – за 3 часа, тихий, экономичный, доступный по цене. Разработчиком является Блэйк Шолл (Blake Sholl), бывший менеджер Amazon и хобби-пилот. Сейчас идет постройка уменьшенного прототипа Baby-Boom XB-1, на котором будут отработаны необходимые для постройки Boom технологии. Спрос на эти машины таков, что за ними уже стоит очередь, хотя их еще нет.
Boom
Есть еще несколько проектов, все они ориентированы на создание довольно компактных и экономичных самолетов.
NASA по заказу авиафирмы Lockheed Martin работает над концепцией «бесшумного» перехода на сверхзвуковую скорость, ибо именно звуковой удар (sonic boom) является причиной ограничений в эксплуатации этих самолетов. Сначала будет создан экспериментальный самолет X-plane, развивающий скорость 1500 км/ч, который, с применением новой технологии QueSST, будет вместо sonic boom издавать лишь low boom – тихий хлопок.
Aerion AS2 – это сверхзвуковой бизнес-джет, создаваемый американской фирмой Aerion в сотрудничестве с Aerobus. Он должен подняться в воздух в следующем году. Ему во многом аналогичен Spike S-512 Quiet Supersonic, который будет летать с 1,6 M на межконтинентальные расстояния.
Aerion AS2
Spike S-512
В России тоже наметилось движение. Как в свое время пассажирские самолеты Ту-104 и Ту-114 были созданы на основе бомбардировщиков Ту-16 и Ту-20, так и сейчас на Казанском авиазаводе строят пассажирский Ту-164 на базе ракетоносца Ту-160. Эксперты, правда, уже объяснили неочевидность такого решения, но, видно, уж очень хочется. Самолет получит два салона, слева и справа от титановой силовой балки, идущей вдоль корпуса.
Один из разработчиков заявил в интервью, что это станет фирменной особенностью машины и понравится потенциальным заказчикам из нефтедобывающих стран Персидского залива. В одном салоне смогут располагаться мужчины, в другом – женщины (гарем?). Другие особенности Ту-164 – новые экономичные двигатели для крейсерского полета на сверхзвуке, лазерная система подавления акустического удара при преодолении звукового барьера, катапультируемые сиденья для VIP-персон (с мужской, надо полагать, стороны). Кроме того, пассажирский самолет может быть легко переоборудован назад в бомбардировщик.
Но, напомним, речь пока идет о проектах ближайшего будущего, а не о уже летающих самолетах.