Проекты и конструкции XIX века

Появление аэростата позволило человеку подняться в воздух, но аэростат строго подчинялся направлению ветра, о пилотируемых полетах говорить было слишком рано. Этот факт  затруднял  использование аэростата  в практических целях, тем не менее его создание позволило сделать большой шаг в осуществлении первых полетов.

Неудачи в создании управ­ляемого воздухоплавательного аппарата, подтолкнули к идее создания летательного аппарата тя­желее воздуха.

Работы в этой области велись в трех основных направлениях: проектировались орнитоптеры, вертолеты и самолеты. Количество проектов первых двух типов летательных машин вначале заметно преобладало над самолетами, так как идея «ввинчивания в воздух» или отталкивания его взмахами крыла была более по­нятна, чем принцип создания подъемной силы с помо­щью неподвижно установленного крыла. Но в скором времени к конструкторам пришло осознание, что для полета самолета требуется меньшая мощность, чем для верто­лета или орнитоптера, и к концу XIX века, именно самолет стал считаться как наиболее перспективный тип летательных аппаратов тяжелее воздуха.

К середине XIX столетия паровой двигатель — един­ственный в те годы работоспособный тип энергетической установки — получил широкое распространение. Появ­ление компактных паровых машин с уменьшенным ве­сом было вызвано началом их применения на транспор­те (пароходы, паровозы, паровые автомобили). Удельная мощность (мощность на 1 кг веса силовой установки) лучших образцов паровых двигателей в середине XIX в. в несколько раз превышала возможности человека. Так на смену проектам мускулолетов пришли проекты лета­тельных аппаратов с паровой машиной.

самолет с паровым двигателем

Но все же вес паровых двигателей долгое время оставался непомерно велик для применения на самоле­те. Это понимали и сами изобретатели и много лет про­екты самолетов оставались нереализованными. Вопло­щению проектов в жизнь препятствовала также атмо­сфера непонимания и насмешек, окружавшая усилия энтузиастов создания самолета. «На нас смотрят как на людей, которые желали бы, предположим, построить желез­ную дорогу на Луну или что-нибудь подобное», — писал один из пионеров отечественной авиации А. В. Эвальд.

Одним из доступных средств практической проверки предложенных идей было создание небольших летаю­щих моделей. Особое распространение авиамоделизм по­лучил в 70-х годах XIX в., когда был изобретен резиномотор — двигатель, с успехом применяемый моделиста­ми и в наши дни.

Опыты с летающими моделями сыграли важную роль в появлении самолета. Благодаря им была продемонст­рирована принципиальная возможность полета аппара­та с неподвижным крылом и с двигателем, разработаны методы обеспечения устойчивости, были изучены свой­ства летательных аппаратов различных аэродинамиче­ских схем. Летающие модели явились прототипами не­которых самолетов конца XIX — начала XX вв.

первые планеры

Другим направлением в развитии крылатых лета­тельных аппаратов был планеризм. Успехи планеризма не зависели от уровня развития энергетической техни­ки, и полеты па планерах могли быть осуществлены за много лет (и даже, веков) до появления самолета. Одна­ко долгое время это направление не привлекало конст­рукторов. От планера ожидали того, чего он не мог дать: длительного парящего полета, наблюдаемого у птиц. Короткие планирующие полеты расценивались как не­удача. Только после того, как, благодаря многолетним экспериментам О. Лилиенталя, была осознана необхо­димость последовательных шагов в освоении безмотор­ного полета, планеризм стал успешно развиваться. По­леты на планерах позволили усовершенствовать конст­рукцию и систему управления аппаратом с неподвижным крылом, подготовили опытных пилотов-испытателей пер­вых самолетов.

Во второй половине XIX в. в Англии, Франции, Рос­сии и некоторых других странах были организованы научные объединения, направленные на изучение про­блем механического полета. Эксперименты на портативных установках  в аэродинамических трубах способст­вовали созданию крыла с улучшенными несущими свой­ствами. Это было достигнуто благодаря применению ис­кривленного (выгнутого) профиля вместо применяемой ранее плоской поверхности и выявлению того факта, что подъемная сила растет с увеличением удлинения крыла.

В конце XIX столетия многие крупные ученые во все­услышание заявили о возможности создания самолета. В результате отмеченных выше факторов, а также дальнейшего уменьшения веса паровых машин, сформи­ровались предпосылки для начала практических работ в области самолетостроения.

Этому способствовало так­же изменение отношения к авиации и воздухоплаванию со стороны правительств капиталистических государств: в обстановке подготовки к борьбе за территориальный раздел мира и связанное с этим наращивание техниче­ского потенциала армий на летательные аппараты ста­ли смотреть как на новый перспективный вид вооруже­ния.

Первые самолеты с паровым двигателем не смогли совершить полеты, хотя некоторым из них удавалось отрываться от земли на несколько секунд. Последнее доказывает, что в конце XIX в. с энергетической точки зрения полет самолета был возможен. Основные причи­ны неудач заключались в неопытности пилотов (плане­ризм тогда еще не получил распространения и ни один из испытателей самолетов не имел практики безмотор­ных полетов недостаточной устойчивости и управляемо­сти самолетов, отсутствии необходимого запаса прочно­сти их конструкции.

Несмотря на то, что в XIX в. не удалось осуществить полет на самолете, усилия конструкторов и ученых не пропали даром. Благодаря самоотверженной деятель­ности энтузиастов динамического полета были сформи­рованы все необходимые предпосылки для успешного развития авиации в ближайшем будущем.

Ниже приведены проекты и конструкции летательных аппаратов  XIX века:

Проекты и конструкции 1800 — 1840 гг.

Проекты и конструкции 1840 — 1860 гг.

Проекты и конструкции 1860 — 1880 гг.

Проекты и конструкции 1880 — 1900 гг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: