Самолеты начала XX века
В начале XX столетия правительства крупных капиталистических государств, готовясь к борьбе за новый передел мира, были заинтересованы в развитии летательных аппаратов, так как видели в них новый перспективный вид оружия. Однако все внимание уделялось развитию воздухоплавательных средств, в основном дирижаблей. На аппараты тяжелее воздуха государственные чиновники по-прежнему смотрели как на «чудачество», бесполезную трату сил и средств. Такой подход значительно тормозил технический прогресс в создании таких аппаратов и способствовал неудачам в экспериментах с самолетами в конце XIX — начале XX столетий.
В таких странах как Англии, Германии, России, США наблюдалось особенное негативное к данным аппаратам. Пожалуй только во Франции энтузиасты динамического полета продолжали свои изыскания в данной области и зачастую на свои собственные или полученные от частных лиц средства, продолжали строить и испытывать экспериментальные конструкции .
Появление самолета задержалось также из-за характерной для капиталистических стран обстановки погони за прибылью, когда изобретатели готовы были надолго скрыть свои изобретения от мира ради извлечения из них максимальной выгоды. Нежелание братьев Райт в течение нескольких лет демонстрировать свой самолет отрицательно сказалось на темпах развития авиации. Фактически, работоспособный самолет был создан в начале XX в. дважды — в США и, независимо, в Европе.
Несмотря на все эти негативные факторы, завершающая стадия экспериментального этапа в развитии самолета заняла небольшой срок. В течении 5 — 6 лет на смену неуправляемым моделям, пришли аппараты, способные к продолжительным полетам и маневрированию в воздухе.
Объяснение кроится в том, что к началу XX в. в результате многолетнего опыта авиационных исследований и значительного прогресса в области двигателестроения появились все предпосылки для успешного, а главное быстрого развития самолета. Конструкторы могли опираться на данные экспериментов с летающими моделями и воздушными змеями, на результаты аэродинамических исследований. Планеризм позволил разработать основные принципы управления самолетом. Наконец, стремительно развивающийся автомобилизм обеспечил создателей самолетов достаточно легкими, компактными и удобными в эксплуатации бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.
1909 г. ознаменовался первыми авиационными состязаниями. Год спустя осуществлялись пробные ночные полеты, бомбометание, перевозки грузов, были осуществлены взлеты с воды и с борта корабля. Перспективность самолета стала неоспоримой, в скором времени он стал главным конкурентом дирижаблей, а вскоре и потеснил их, оставшись практическим основным типом летательного аппарата.